1/14
Направления коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР в условиях ПКПП.
Подготовили: Кулецкая Л. Д., Король Е. В.
Направления коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР в условиях ПКПП можно объединить в
следующие три блока:
Формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков:
В1. Формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков:
1.1 формирование учебной мотивации:
• учебно-познавательных мотивов - мотивов овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности);
• мотивов собственного роста, самосовершенствования;
1.2 формирование общеучебных интеллектуальных умений:
• ориентироваться в задании;
• планировать ход выполнения задания;
• обобщать;
• осуществлять самоконтроль;
• осуществлять самооценку деятельности;
1.3 развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
• познавательной активности;
• самостоятельности;
• произвольности.

Развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (школьно-значимых функций):

  • зрительного восприятия;
  • пространственной ориентировки;
  • фонематического слуха;
  • кинестетического восприятия, двигательной сферы тонких движений (мелкой моторики рук, артикуляционной моторики);
  • памяти;
  • интегративных функций (координации в системах «глаз -рука», «ухо - рука», «ухо - глаз - рука»);
  • устной речи;
  • мышления;
  • языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слова).
Формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:
  • отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
  • количественных представлений;
  • графических умений и др.
Направления коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР в условиях ПКПП можно объединить в
следующие три блока:
  1. Формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков:
1.1 Формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков:
1.2 формирование учебной мотивации:
• учебно-познавательных мотивов - мотивов овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности);
• мотивов собственного роста, самосовершенствования;
1.3 формирование общеучебных интеллектуальных умений:
• ориентироваться в задании;
• планировать ход выполнения задания;
• обобщать;
• осуществлять самоконтроль;
• осуществлять самооценку деятельности;
1.4 развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
• познавательной активности;
• самостоятельности;
• произвольности.

Развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (школьно-значимых функций):

  • зрительного восприятия;
  • пространственной ориентировки;
  • фонематического слуха;
  • кинестетического восприятия, двигательной сферы тонких движений (мелкой моторики рук, артикуляционной моторики);
  • памяти;
  • интегративных функций (координации в системах «глаз -рука», «ухо - рука», «ухо - глаз - рука»);
  • устной речи;
  • мышления;
  • языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слова).
Формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:
  • отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
  • количественных представлений;
  • графических умений и др.
Карта индивидуальных типологических особенностей учащихся с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития
Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:
определив проблемные стороны в развитии школьника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в ОУ;
организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ОУ;
наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями обучающихся;
создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к обучению.
Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:
1 БЛОК – общие данные;
  • Анкетные данные;
  • Сведения о родителях и условия воспитания;
  • Заключения специалистов о состоянии здоровья;
  • Индивидуально-психологические особенности;
2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;
  • Сведения о себе и семье;
  • Знание профессий;
  • Общая осведомлённость;
3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:
  • Особенности развития восприятия;
  • Особенности развития памяти;
  • Особенности развития мышления;
  • Внимание;
  • Ориентировка в пространстве и времени;
4 БЛОК – речевое развитие:
  • Звуковая сторона речи;
  • Слоговая структура слова;
  • Фонематический слух;
  • Грамматический строй речи;
5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:
  • Прямой счет;
  • Обратный счёт;
  • Количественный счет;
  • Порядковый счет;
  • Выделение предметов из множества;
  • Сравнение множеств (больше, меньше, равно);
  • Счетные операции
  • Решение простых задач
6 БЛОК – моторика:
  • Артикуляционная моторика;
  • Произвольная мимическая моторика;
  • Тонкая моторика пальцев рук;
  • Общая произвольная моторика.
7 БЛОК – лист динамики развития:
  • Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).